«Зачем нам нужно «географическое указание» ?»
В настоящее одним из актуальных предложений является введение в законодательство Казахстана понятия нового объекта интеллектуальных прав – «географическое указание» (ГУ).
Введение этого объекта интеллектуальной собственности дает новые возможности, в первую очередь для развития бизнеса, брендирования регионов, способствующего развитию конкуренции казахстанских товаров как на внутреннем, так и на мировом рынке.
В международной практике «географическое указание» рассматривается как географическое наименование страны, района или местности, служащее для обозначения изделия (продукта, товара), которое происходит из данной страны, района или местности и качество и особенности которого объясняются исключительно или главным образом географической средой, включая природные и человеческие факторы. (Лиссабонское соглашение).
На сегодняшний день законодательство Республики Казахстан в сфере интеллектуальной собственности в перечне объектов, являющихся средствами индивидуализации, не содержит такой объект как географическое указание. Однако подпункт 3) статьи 1 Закона РК «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» содержит понятие географического указания, согласно которой — это указание, идентифицирующее товар, происходящий с определенной территории, региона или местности.
Кроме понятия географического указания законодательством Казахстана не предусмотрены нормы, предоставляющие возможность регистрации и правовой охраны этого объекта интеллектуальной собственности.
В настоящее время в Казахстане наименование географического объекта может быть зарегистрировано в качестве наименования места происхождения товара.
Напомним, что согласно Закону РК «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» наименование места происхождения товара — обозначение, представляющее собой либо содержащее наименование страны, региона, населенного пункта, местности либо другого географического указания, а также указание, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства, качество, репутация или другие характеристики которого связаны главным образом с его географическим происхождением, в том числе характерными природными условиями и (или) людскими факторами.
Необходимо отметить, что понятие НМПТ, которое дано в Законе о товарных знаках, содержит критерии, относящиеся как к понятию НМПТ, так и к понятию географического указания. Что является ошибочным и требует внесения соответствующих корректив путем выделения из вышеуказанного понятия самостоятельного объекта интеллектуальной собственности – «географического указания».
Так, согласно международным договорам в сфере интеллектуальной собственности, наименование места происхождение товара – это название географического объекта, ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
Географическое указание – это название географического объекта, идентифицирующее товар как происходящий с территории, где определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением.
Пункт 1 статьи 22 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)
Для целей настоящего Соглашения географические указания представляют собой обозначения, которые идентифицируют товар как происходящий с территории члена или региона или местности на этой территории, где определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением.
Пункт (1) статьи 2 [Определение понятий наименования места происхождения и страны происхождения] Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации
В настоящем Соглашении «наименование места происхождения» означает географическое наименование страны, района или местности, служащее для обозначения продукта, который происходит из данной страны, района или местности и качество и особенности которого обусловлены исключительно или главным образом географической средой, включая природные и человеческие факторы.
Пункт (1) статьи 2 Женевского акта Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях
[Наименования мест происхождения и географические указания] Настоящий Акт применяется в отношении:
(i) любого наименования, охраняемого в Договаривающейся стороне происхождения и являющегося названием географического района или иного наименования, известного как указание на такой район, или содержащего такое название или такое иное наименование, которое служит для обозначения товара как происходящего из этого географического района, когда качество или свойства товара обусловлены исключительно или главным образом географической средой, включая природные и людские факторы, и которое создало этому товару его репутацию; а также
(ii) любого указания, охраняемого в Договаривающейся стороне происхождения и являющегося названием географического района или иного указания, известного как указание на такой район, или содержащего такое название или такое иное указание, которое идентифицирует товар как происходящий из этого географического района, когда определенное качество, репутация или иное свойство товара обусловлены главным образом его географическим происхождением.
На практике регистрация НМПТ является сложным процессом. В первую очередь, из-за необходимости получения заявителем документа, подтверждающего один из следующих критериев: особые свойства, качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, выданный уполномоченным органом, к отрасли которого относится заявленный товар. К сожалению, законодательство не регламентирует перечень уполномоченных органов по отраслям, а также порядок получения таких документов.
Во-вторых, для регистрации и получения права на использование наименования места происхождения товара необходимо, чтобы все этапы производства находились на территории указанного географического объекта.
В-третьих, чтобы обозначение можно было зарегистрировать в качестве наименования места происхождения товара необходимо приобретение им известности в отношении заявленных товаров. В связи с жесткими требованиями, предъявляемые при регистрации НМПТ, заявки на регистрацию НМПТ подаются в экспертную организацию достаточно редко. В период образования казахстанского патентного ведомства с 1992 по 2019 годы было зарегистрировано 31 НМПТ, из них 18 — национальных, 13 — иностранных.
На территории Казахстана существует достаточное количество наименований географических объектов, которые обладают качеством и репутацией, но недотягивают до НМПТ. В качестве примера можно привести известный многим шоколад «Казахстанский», который известен своим качеством и репутацией не только на территории Казахстана, но и за ее пределами. Однако, в связи с тем, что не все стадии производства товара (не все ингредиенты товара производятся в Казахстане) осуществляются на территории Республики Казахстан, наименование географического объекта «Казахстанский» не может быть зарегистрировано в качестве НМПТ.
Для таких обозначений должны быть предусмотрены более мягкие требования. Данную проблему может решить введение в законодательство самостоятельного объекта интеллектуальной собственности «географическое указание».
Главным отличием географического указания от наименования места происхождения товара является то, что для географического указания достаточно одной стадии изготовления продукции в пределах указанной территории. А также отсутствие необходимости предоставления в регистрирующий орган документа, подтверждающего особые свойства товара, выданного соответствующим уполномоченным органом (перечень таких органов не определен законодательством РК). Кроме того, для географических указаний не требуется приобретение известности в отношении производимых товаров.
Введение «географического указания» в виде самостоятельного объекта интеллектуальной собственности способствует повышению количества заявок, подаваемых на регистрацию обозначений, указывающих на географическое происхождение товаров, которые по факту обладают качеством и репутацией, но которые не могут быть зарегистрированы в качестве наименования места происхождения товара в силу строгих требований, предъявляемых законодательством к этому объекту интеллектуальной собственности.
Главным благоприятным последствием введения «географического указания» будет являться развитие и расширение правовой охраны региональных брендов, что приведет к экономическому росту регионов страны и способствует продвижению региональной продукции.
Введение в гражданский оборот товаров с «географическим указанием» позволит расширить международную торговлю и повысить авторитет казахстанских товаров на международном рынке.